Цели и задачи профориентационной работы в учреждении образования
Главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощи, не финансы, а человеческий потенциал. От того, насколько люди данной страны будут реализовывать свои таланты на благо общества, и зависит её процветание.
Цели профориентационной работы:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Главные задачи деятельности педагогических работников по профориентации учащихся:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей личности).
Основные направления профориентационной работы:
профессиональное информирование;
профессиональное воспитание;
профессиональная консультация;
профессиональная диагностика;
профессиональная адаптация.
Этапы профориентационной работы в школе
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запросов ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с цель. Выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
Нормативной и методической основой профориентационной работы в общеобразовательном учреждении являются:
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006 г.);
2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы;
3. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);
4. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь;
5. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы;
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 №42 «Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования»;
7. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2010 № 125-З;
8. Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);
9. Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);
10. Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);
11. Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (2008 г.).
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО СРЕДНЕГО, СПЕЦИАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2012/2013 УЧЕБНОМ ГОДУ"