Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем
Но что это такое и в чем разница между ними, знает далеко не каждый. ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека. Долгое время после заражения ВИЧ не опасен для жизни инфицированного человека и может ничем себя не проявлять. Организм вначале успешно противостоит воздействию вируса, и это единоборство продолжается несколько лет. Однако, когда вирусу удается разрушить значительную часть иммунной системы, она перестает справляться со своими функциями, и человеку уугрожают тяжелые болезни и смерть от инфекций, не опасных для большинства людей. Эту последнюю фазу ВИЧ-инфекции называют СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Хота эпидемия СПИДа началась не так давно - всего 15 лет назад, - вирус, вызывающий эту болезнь, изучен лучше всех других открытых наукой вирусов: вируса гриппа, гепатита и т.п. С полной достоверностью известно, как можно и как нельзя заразиться ВИЧ-инфекцией, и эти знания подтверждены многолетним практическим опытом. Тем не менее, эпидемия продолжает распространяться, потому что еще далеко не у всех людей есть достоверная информация о том, как передается инфекция и как от нее защититься. И даже те, у кого эта информация есть, не всегда имеют возможность изменить условия своей жизни и свое поведение, чтобы полностью исключить риск заражения ВИЧ.
Как можно заразиться ВИЧ?
К счастью, ВИЧ не передается через воздух, рукопожатие, поцелуй. Посуда, одежда, ванна, туалет, плавательный бассейн и т.п. тоже совершенно безопасны, как и укусы комаров и других кровососущих. ВИЧ можно заразиться только при определенных условиях, а именно: если в кровь или на слизистые оболочки незараженного человека попадает зараженная кровь, сперма, влагалищные выделения или материнское молоко.
Когда это может произойти?
- При половом акте
- При переливании непроверенной крови и медицинских манипуляциях нестерильными инструментами
- При употреблении инъекционных наркотиков - заражение может произойти не только через общий шприц, но и через посуду
- При беременности, родах, грудном вскармливании.
Безопасный секс
Как избежать заражения ВИЧ половым путем? Существует множество способов получить сексуальное удовлетворение, не подвергая риску ни себя, ни партнера. В вашем арсенале все, кроме полового акта: поцелуи, ласки, петтинг, взаимная мастурбация, использование индивидуальных игрушек и многое, многое другое. Если секс занимает важное место в твоей жизни, и при этом ты не хочешь рисковать, тебе необходимо усвоить правила безопасного секса. Презервативы хорошего качества значительно снижают риск передачи ВИЧ. Презервативы защитят тебя только в том случае, если ты пользуешься ими постоянно (при каждом половом акте и с каждым партнером) и правильно. Если ты всегда имеешь при себе презервативы и не стесняешься ими пользоваться, это значит, что ты современный цивилизованный человек и высоко ценишь себя и своего партнера.
Наркотики и ВИЧ
Ты хочешь, чтобы твой друг полностью отказался от наркотиков? При этом ты осознаешь, что наркомания - болезнь, на лечение которой могут уйти годы. Как помочь другу уберечься от СПИДа, не добавив к одной смертельной опасности другую? Сообщи ему несколько простых фактов. При употреблении инъекционных наркотиков общим шприцем или из общей посуды может произойти заражение многими инфекциями, в том числе гепатитом, сифилисом, СПИДом. До недавнего времени наркоманы в России считали, что СПИД их не коснется. Теперь все убедились, что это не так: 80% новых заражений ВИЧ за последний год произошли в среде потребителей наркотиков.
- Вопреки мнению многих наркоманов, не существует наркотика, который "убивал" бы ВИЧ-инфекцию.
- Не используй чужой шприц! Если нет нового, то только использованный свой.
- ВИЧ может находиться не только в использованной игле, но также в шприце, фильтре, ложечке, посуде.
- Не покупай "готовую дозу" в шприце - этот шприц уже мог быть кем-то использован.
- Для дезинфекции недостаточно сполоснуть шприц водой (или слюной).
- Дезинфекция: кипячение - 15 мин.; хлорамин (или 70% спирт) продержать 2 мин. - проточная вода.
- Если есть возможность "слезть" с наркотика, который колют, и перейти на такой, который курят, нюхают или глотают, - сделай это немедленно.
Группы риска
До сих пор можно услышать, что ВИЧ опасен прежде всего для некоторых социальных групп, а "обычным людям" якобы можно не беспокоиться о заражении. "Групп риска" не существует, существует "рискованное поведение". Миф о "группах риска" не только бессмыслен, но и опасен. Те, кого причисляют к "группам риска" (например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), подвергаются дискриминации и гонениям как "разносчики заразы", а все остальные считают себя неуязвимыми и ничего не меняют в своем поведении. Такая ситуация в 80-х годах сложилась во многих странах и создала почву для стремительного роста эпидемии СПИДа. Дело в том, что "группы риска" придуманы людьми, а вирус об этих группах ничего не знает. Во всем мире уже убедились, что ВИЧ не признает дискриминации и в равной степени поражает всех - независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности, политических взглядов и профессии.
Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?
Есть только один способ узнать наверняка - сдать анализ на ВИЧ. Для этого берут кровь из вены и исследуют ее на наличие антител к ВИЧ. Если в крови найдены антитела к ВИЧ, то для подтверждения делается повторный анализ на более точной тест-системе. Перед забором крови и перед объявлением результата тебе обязаны объяснить, что значит положительный или отрицательный результат анализа, и ответить на твои вопросы. Анализ на ВИЧ можно сдать анонимно или назвав свою фамилию, за деньги или бесплатно. В конце этой брошюры приведены несколько адресов и телефонов, по которым можно обратиться. Положительный результат означает, что в крови, вероятно, есть ВИЧ. Анализ не показывает, болен ли человек СПИДом. Отрицательный результат означает, что либо в крови нет ВИЧ, либо с момента заражения прошло слишком мало времени, и антитела еще не успели выработаться. Для надежности следует пересдать анализ через 1-3 месяца. Очевидно, что не имеет смысла сдавать анализ на следующее утро после опасного контакта, придется подождать хотя бы месяц. Независимо от того, где и как ты сдаешь анализ, его результат является медицинской тайной, за разглашение которой медработник несет ответственность по закону. Твой результат не имеют права сообщать по месту жительства, работы или учебы. Если врачебная тайна была разглашена, ты можешь отстаивать свои права в суде. Только ты можешь принять решение, сдавать анализ на ВИЧ или нет. Никто не имеет права тебя к этому принудить или сделать анализ без твоего ведома. Требование сдать анализ на ВИЧ при поступлении на работу (кроме нескольких оговоренных в законе профессий, связанных с медициной и лабораторными исследованиями) абсолютно незаконно и может быть обжаловано в суде. Тебя не могут уволить с работы, отчислить из учебного заведения или отказать в приеме на учебу на основании положительного ВИЧ-статуса или твоего отказа сдать анализ на ВИЧ.
Лекарства
Сейчас у человека с ВИЧ-инфекцией гораздо больше возможностей прожить долгую и полноценную жизнь. ВИЧ-инфекция и СПИД пока не излечиваются радикально, но каждый день в мире появляются все более эффективные препараты, позволяющие поддержать здоровье и продлить жизнь. Одна из главных групп таких лекарств - противоретровирусные препараты, которые вмешиваются в жизненный цикл ВИЧ или препятствуют его размножению. Первым таким препаратом был АЗТ, разрешенный к применению в 1987 г. С тех пор число таких лекарств расширилось. Существуют две большие группы противоретровирусных препаратов: ингибиторы протеазы и ингибиторы обратной транскриптазы. Протеаза и обратная транскриптаза - это белки, входящие в состав ВИЧ и необходимые вирусу для его размножения. Слово ингибитор означает, что лекарство не позволяет данному белку выполнить свою функцию и тем самым тормозит размножение вируса. Самым эффективным лечением считается индивидуально подобранный для пациента "коктейль" из двух ингибиторов обратной транскриптазы и одного ингибитора протеазы. Лекарство позволяет буквально возвращать к жизни пациентов с тяжелыми формами СПИДа и подавлять активность вируса до такой степени, что его не может обнаружить даже самый чувствительный анализ. К сожалению, противовирусные препараты имеют существенные недостатки:
- Очень высокая стоимость лечения.
- Тяжелые побочные эффекты, делающие эти препараты непригодными для некоторых больных.
- Развитие резистентности, когда вирус привыкает к препарату и перестает на него реагировать
Однако с каждым днем противовирусные лекарства становятся все более эффективными и имеют все меньше побочных эффектов.
Если ВИЧ-инфекция обнаружена у твоего друга...
наверное, ты захочешь узнать, чем можешь помочь ему... Диагноз "ВИЧ-инфекция" - это сильнейший стресс, который трудно преодолеть в одиночку. Научись быть хорошим слушателем, не спеши высказывать свои суждения и давать советы, не забывай, что твоему другу не нужна и даже оскорбительна твоя жалость, но нужны понимание и поддержка. Если ты захочешь сообщить кому-то о болезни друга - пусть даже из самых благородных побуждений - удержись и промолчи. Тебя не могут привлечь к ответственности за разглашение медицинской тайны (как врача или другое официальное лицо), но простишь ли ты сам себе, если в результате твоей откровенности у твоего друга или его близких возникнут новые проблемы? Знаешь ли ты, что дискриминация и жестокое отношение общества часто бывают причиной преждевременной смерти людей с ВИЧ-инфекцией? Если твой анализ на ВИЧ дал положительный результат - не поддавайся панике. Не обвиняй себя. Помни, что с ВИЧ можно жить долгие годы, и от тебя зависит, сколько и как ты их проживешь. Твое главное оружие - информация и воля к жизни. Узнай как можно больше о развитии ВИЧ, о лекарствах, правильном питании и способах поддержать свое здоровье. Обращайся за помощью в СПИД-центры, в СПИД-сервисные организации, но не забывай, что главная роль в борьбе с болезнью отведена тебе.
Наркотики и СПИД
(ролевая игра)
«Остановись и подумай»
Цели и задачи:
- заострить внимание учащихся на проблеме правонарушений и преступлений в подростковой среде;
- учить эмоциональному воспитанию информации;
- настроить учащихся на размышление о причинах правонарушений среди подростков.
Форма урока: классный час-диспут.
Предварительная работа: среди учеников класса было проведено анкетирование.
Продолжением этого урока будет родительского собрание.
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ.
Учитель: Наш классный час посвящен одной из самых острых проблем современного общества – подростковой преступности. Проблема не надумана. На вопрос анкеты «Считаете ли вы злоупотребление алкоголем, наркотиками, а также возрастающую жестокость проблемами молодого поколения?» 98% из вас ответили утвердительно.
Обратите внимание на доску:
Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится,
Человеком мало родиться-
Им еще надо стать.
Это эпиграф к нашему уроку, и мы к нему еще вернемся.
Как вы думаете, случайно ли название нашего урока «Остановись и подумай»?
Главная задача, которая стоит сегодня перед нами – не слепо и безоговорочно осудить, а разобраться, почему подросток пошел на преступление. Понять, осознать, чтобы самим не оказаться в подобной ситуации.
Статистика (запись на доске): «В 2003 году 32% уголовных преступлений совершалось подростками в состоянии алкогольного опьянения».
Учитель: Сухая казенная фраза. Мы слышим сотни таких фраз из средств массовой информации. Слышим, но задумываемся ли? Ведь за цифрами не видно лиц, неизвестными остаются и человеческие судьбы...
А вот история 14-летнего мальчика, отбывающего наказание в исправительной колонии.
Улица заменила ему и дом и школу. В компании мальчишки были немногим старше. Они вместе ходили на дискотеки, тусовались, вместе пили, были и общие деньги. Как-то отмечали 8 Марта. И показалось, что выпивки мало. Денег не было, решили сделать «рывок». Он сначала отказался, но над ним стали смеяться, назвали «слабаком». Все вместе пошли к винному магазину. Хотели забрать бутылку у пьяного, но мужчина оказался крепкий. Тогда стали бить. Он не участвовал, но потом начал бить, как все, чтобы не казаться «трусом и слабаком»... как выяснилось позже мужчину сильно покалечили.
А вот еще одна история.
Из письма к брату: «Хорошо помню, как в первый раз попробовал водку. Было это 5 лет назад. Праздновали день рождения мамы. Когда она пошла провожать гостей, я остался один. На столе стояли бутылки. Попробовал – понравилось. Потом выпивал частенько, ты же видел, какой я приходил домой. Думал мама будет ругать, но она как будто не замечала меня. Сейчас я понял: некогда ей было следить за нами. Трудно одной нас растить, не от хорошей жизни на двух работах вкалывала. Помнишь, сколько раз мы с тобой одни по ночам оставались? Маму мне очень жалко было. На суде она плакала и все говорила: «Сыночек, что же ты наделал? Не устерегла я тебя, не доглядела!...»
Преступниками не рождаются, ими становятся. Как вы думаете, почему произошло именно так, что жизненная дорога этого подростка завернула не в ту сторону? Почему он попал на скамью подсудимых в 14 лет?
Ребята называют возможные причины:
- улица заменила дом и школу;
- мать все время занята.
Учитель: Знакомая ситуация? Родители в постоянных хлопотах о том, как заработать лишнюю копейку, чтобы что-то купить для нас и для дома. Мы не можем их в этом винить. А времени для общения с детьми остается совсем чуть-чуть. И часто это время ограничивается вопросом: «Уроки сделал? Тогда иди спать».
СТРАНИЦА ВТОРАЯ
Учитель: Иногда кажется, что лучше об этом не знать. Не знать, что смертность от наркотиков за последние 10 лет увеличилась среди взрослых в 12 раз, а среди детей в 42 раза. Подростков, стоящих на диспансерном учете, сегодня в 10 раз больше, чем 5 лет назад. (Данные статистики записаны на доске.). Снова сухие цифры, а что за ними?
В «Литературной газете» в разное время было опубликовано 2 письма: письмо 17-летней девушки, бывшей наркоманки и исповедь матери наркомана.
Письмо Ирины Шумиловой.
Ира (читает ученица): «... Все только говорят: дворовые компании – это плохо. Наверное. Но у меня как было: в 9 лет отец развелся с мамой, потом мама заболела раком крови, умерла на моих глазах – страшная болезнь. После ее смерти я попала к маминым родственникам, а там у них один разговор: деньги, деньги, деньги... ну скажите, какой интерес 11-летней девочке в разговоре о деньгах? А ведь других тем и не было. На улице же, во дворе тебя понимают, с тобой разговаривают о том, что тебе интересно. Другое дело, что там научат еще и тому, что... В общем, в 12 лет я начала курить, в 13 лет уже курила анашу, а на иглу села, когда мне было 15.
Уже за анашу надо было платить немалые деньги. А где их взять 13-летнему ребенку? Но тут уже появляется подруга, а у нее еще есть подруга, которая постарше, а у той – друзья крутые, блатные чуваки, и так далее...известно...
...О той жизни рассказать все невозможно. Там, в том мире, люди могут сделать все, что и в страшном сне не присниться. Все могут: предать, продать, растоптать. Один из наших родную мать зарезал только за то, что она ему денег не давала.
... Вообще, уголовный мир – это дерьмо в красивой обертке. Так я для себя определила. Все обман, уж поверьте мне. И предадут, и продадут, и что угодно...
Выгляжу я ничего на свои 17 лет. Может, чуть постарше. Но здоровья нет никакого. Это только так, снаружи. Ну, во-первых, мне чуть ногу не ампутировали. Вообще-то, у меня была всегда своя «машина», так шприц называется. Но когда на квартире долго зависнешь, когда все подряд колются, то уже не до этого. От грязного шприца началось нагноение – еле спасли, на грани была. А во-вторых, врачи говорят, что у меня сердце ни к черту, желудок. Когда дождь начинается, у меня, как у стариков, суставы ломит.
В общем, навидалась девочка жизни. Но вы знаете, иногда я считаю, что это мне помогло. У меня до этого были совсем другие представления о жизни. А сейчас знаю людей, знаю, на что они способны. Меня не обманешь. Конечно, хорошо бы такую школу пройти заочно, на чужом опыте, но ведь дураков чужой опыт учит, не свой...»
Учитель: Как вы думаете, что общего у Ирины и героя первого рассказа?
Очень важно в жизни иметь человека, которому ты доверяешь, которому ты дорог. Я рада, что вы все написали в анкетах о том, что таковыми для вас являются ваши родители.
А теперь обратимся к письму матери. Это не совсем письмо, скорее – крик души.
Мать (читает взрослый): «... Сейчас, вспоминая, я вижу и нахожу объяснения всему. Сын был не по годам развит, в том числе физически. И он в 12 лет мог оттолкнуть с дороги и меня, и бабушку. Мы не могли его остановить. Он становился бешеным. Его буквально разрывало изнутри. Мы объяснили это его особым темпераментом: мол, отец его покойный тоже был горячим человеком. Оказывается, мальчик наш в 12 лет уже был наркоманом и рвался от нас туда – к дозе, к затяжкам анаши. Не пусти мы его – он мог бы убить. И было ведь, когда он хватался за нож. А мы просто считали его чересчур впечатлительным, нервным, показывали его психиатрам... Психиатры ничего не могли определить, им и в голову не приходило! Что уж о нас говорить, о матери и бабушке, которые даже и не слышали тогда об этом.
Ни о чем не догадывались мы и тогда, когда из дома стали пропадать вещи. Он нам говорил, что проигрался в карты. Он действительно играл. Когда выигрывал, когда проигрывал. А потом и вовсе ушел из дома, стал комнату снимать с какой-то девушкой, это в 16 лет. А потом суд, тюрьма...
...Когда он выйдет, ему будет 23 года... Я в письмах пишу, на свиданиях говорю ему: можно вылечить, если не станешь законченным наркоманом... А он не слышит. Он просто меня не слышит... Мой начитанный, с острым умом сын не понимает очевидных вещей. Не воспринимает... Я спрашиваю у своего ребенка: что общего у тебя, мальчика из интеллигентной семьи, с этими «зэками»? А он смеется: есть общие темы? И я с ужасом понимаю это со мной ему говорить не о чем, а с ними – есть?
...Только тело, только тело осталось от моего сына. Когда он пальчик порезал и с плачем прибежал ко мне – я думала, что у меня сердце разорвется. И вижу только его, плачущего... А душа его уже ушла от меня – это душа не то инопланетянина, не то... Он ведь не видит, не слышит ничего, ничего не чувствует. Ему все равно, в каком я состоянии, я уже почти ослепла. Я в четырех издательствах корректуру беру, чтобы заработать на поездки к нему, на продуктовые посылки и передачи. Иначе он станет доходягой в 23 года... Я ни на что не жалуюсь, я все сделаю, чтобы сохранить его, об этом даже говорить не надо, ничего и никого на свете у меня не будет, кроме него. Но я прекрасно понимаю: он ничего не видит. Для него не существует ни моего горя, ни моего унижения этой жизнью. Быть может, он осознает это только тогда, когда его сын – если у него когда-нибудь будет сын, - если его сын причинит ему столько горя и слез, сколько причинил он мне. Но тут же в ужасе спохватываюсь: «Господи, Господи, прости за такие мысли...»
Учитель: Скажите, какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? Что чувствует мать, которую постигло горе? Что будут делать родители, если что-то случиться с их ребенком?
Страшные слова, страшная статистика. Хотелось бы ничего не знать. Но тогда наркотики могут ворваться и в нашу жизнь. Будьте настороже. Они в первую очередь бьют по молодым. Бьют по вашему будущему.
Учитель: В древней Спарте была своя система воспитания молодого поколения. Ребят сознательно готовили к трудностям жизни, заставляя преодолевать эти трудности в детстве и юности. Спорный вопрос. Мы обойдемся более щадящим способом - поиграем в жизнь. Вы знаете, что искушений и соблазнов в этом мире много, бывает очень сложно по той или иной причине сказать «нет». Попробуем воссоздать некоторые жизненные ситуации и посмотрим, как можно решить ту или иную проблему.
- Ваш 15-летний сын собирается дома провести вечеринку для одноклассников. Настаивает на том, что должно быть спиртное. Вы, как родитель, против этого.
- Вы пришли с друзьями в модный клуб, ваш хороший знакомый предлагает вам таблетку экстази. (Не спишь, не устаешь длительное время. Затем ресурсы организма резко истощаются, наступает обезвоживание, поражается сердечно-сосудистая система. Это может повлечь за собой остановку сердца, отек легких, отказ почек, язву желудка и др.).
- Лето. День обещает быть жарким. Вы с друзьями собираетесь на речку. Кто-то предлагает «затариться» пивом. Вы считаете, что это лишнее (1л. пива = 100г водки).
- Вы влюблены, готовы открыться девушке. Но понимаете, что это нелегко. Вы волнуетесь. Друг советует выпить для храбрости.
Учитель: Перед этим уроком вы получили задание: придумать слоган антирекламы к алкогольным продуктам, табачным изделиям и наркотикам. Вот лучшие творения:
- Принял наркотики: один раз, другой, третий....Интересно, куда ты попадешь – в рай или в ад?
- От наркотиков погибло 1/4 часть населения США. Ты хочешь получить подобную green-карту?
- Употребляешь алкоголь? Будь осторожен – не захлебнись алкогольной зависимостью.
- Пьешь пиво в школе – к сорока годам поедешь на фестиваль посумо.
- Куришь? Не заблудись в дымке, окружающей тебя!
- В первый раз попробовав наркотик, станешь его вечным другом на всю жизнь...свою короткую жизнь.
- Губит людей не пиво! А их дурость! Небольшая характеристика выпитого подростком пива:
1 стакан – сажусь в самолёт,
0,5 л – взлетаю,
1 л. – набираю высоту,
1,5л – полет идет нормально,
2л.- теряю высоту,
2,5л – вхожу в штопор,
3л – отделение скорой помощи. Диагноз – алкогольное отравление.
Писали хорошо, надеюсь, и помнить об этом будете долго.
Учитель обращает внимание детей на запись на доске: «805 преступлений, совершаемых подростками, - тяжкие. Их отличительная черта - жестокость».
Учитель: Это цифры. А вот факты, опубликованные в один и тот же день различными республиканскими газетами.
В Ветковском районе найдено тело 12-летней девочки. Насильником и убийцей оказался 16-летний учащийся ПТУ. В Мстиславском районе несовершеннолетний парень убил старика (тот отказался дать деньги), потом обложил тело дровами и поджег.
Вы можете сказать, что такие ужасы происходят в глубинке, а мы ведь живем в цивилизованном городе. Не спешите.
Во время урока физкультуры в одной из минских школ 6-классница задела одноклассника мячом. В ответ мальчишка со всего размаха ударил «обидчицу» кулаком в грудь. В результате у девочки – серьезная травма грудной клетки.
В прошлом году в нашей школе мне и социальному педагогу Дейкун Ирине Александровне пришлось разнимать двух дерущихся 8-классников. Если бы не Куренков Вова, выпускник прошлого года, мы бы не смогли этого сделать.
Знаете, что меня поразило? Две вещи: лица дерущихся мальчишек – не лица, а «физиономии зверенышей»; ребята, которые собрались вокруг: ни у кого из них не было желания разнять дерущихся, наоборот, все улыбались, подзадоривая их.
А вот данные анкетирования. На вопрос: «Случилось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?», - 80% ребят ответили «да». (В 70% «обидчиками» являлись сверстники в школе).
Откуда такая жестокость у молодых, только начинающих жить людей? Можно ли этому противостоять?
Учитель: Начните с малого: с бережного отношения друг к другу, с манеры общаться, разговаривать друг с другом, с неравнодушного отношения к тому, кто находиться рядом.
Не случайно говорю именно об этом. Когда просматривала ваши ответы на вопросы, сталкнулась с тем, что что-то можно предугадать, спрогнозировать. Но были вещи, которые меня очень удивили, причем со знаком «-».
Вопрос: «Если вы узнали, что кто-то из ваших одноклассников уже иметь алкогольную, наркотическую, токсическую зависимость, как вы отреагируете?»
40% ответили, что не станут вмешивать. Дословно: «Это его судьба», «Со своими проблемами человек должен справляться сам».
Жизнь, ребята, иной раз расставляет перед нами такие капканы, что попасть в них может каждый, а вот выбраться без посторонней помощи, поддержки, дано не всем. Не случайно у нас с вами сегодня гость, врач-нарколог, который расскажет, какие действия необходимо предпринимать, если с вами рядом человек (особенно, если это вам сверстник), находящийся в стадии сильного алкогольного опьянения и которому нужна ваша помощь.
Выступление врача-нарколога.
Учитель: Посмотрите, что у меня в руках? Модель молекулы. Смотрите шире: модель человеческого общества, модель мира. Атомы – это люди, соединения между ними – человеческие отношения. Можно сказать иначе: 1-ый атом – это поступок человека, 2-й атом – следствие этого поступка и т. д. И на этой модели очень хорошо видно, в какой тесной связи мы находимся друг с другом, на сколько хрупким и уязвимым может быть мир вокруг нас.
Я предлагаю вам сейчас смоделировать следующую цепную реакцию: если человек увлекается алкоголем, курением и наркотиками, к каким проблемам это может привести?
- Физическое здоровье:
- цирроз печени;
- поражение почек (злоупотребление пивом);
- рак легких, бронхит, туберкулез, язва желудка;
- сердечные заболевания;
- эпилепсия;
- потеря физической привлекательности.
- Психологическое здоровье:
- перерождение и гибель нервных клеток;
- разрушение коры головного мозга;
- резкое изменение психики: робкий – общительный, веселый – замкнутый, смелый – трусливый;
- обнажение инстинктов (психическая неуверенность);
- алкогольный психоз (белая горячка);
- психологические расстройства (при наркотической зависимости).
- Социальные проблемы:
- дети вырастают умственно и физически неполноценными;
- нехватка денег, стремление получить новую дозу наркотиков или алкоголя приводит к совершенствованию преступления;
- женщин это толкает к проституции;
- страдают семьи зависимых людей;
- такие люди не стремятся сделать жизнь свою, своей семьи, окружающего мира лучше (их заботят лишь свои проблемы), а значит, плачевна участь общества, в котором большинство граждан втянуты в алкогольную и наркотическую зависимость, т. к. у такого государства нет будущего.
(Гитлер в своей книге «Майн капф» писал: «Для них, для славян, - никакой гигиены, никаких прививок, только табак и водка»).
Учитель: В итоге мы приходим к распаду личности, деградации человека и поколения в целом. Обратите еще раз внимание на эпиграф к нашему уроку. Не правда ли – совершенно обратная ситуация. Вы хотите стать очередными цифрами этой статистики? Думаю, что вряд ли.
Если «вся наша жизнь - игра», то пусть это будет шахматная партия, где каждый игрок, прежде, чем сделает ход, обдумает все последствия этого хода.
Наш урок подошел к концу, но мы не ставим точку. Надеюсь, что-то полезное из этого урока вы возмете для себя. Я не могу навязать вам свое мнение, но вам жить дальше и вам решать, как строить эту жизнь.
Ученицы читают стихотворение:
Почему становятся врагами
Те, что были не разлей – вода?
Почему, поссорившись с друзьями,
Разрываем нити навсегда?
Почему меняя идеалы,
Черной краской мажем прошлый путь?
Почему рождаются вандалы
В семьях, что комфортно так живут?
Почему жестокость въелась в души
И не отодрать ее, как клей?
Почему не шире стал, а уже
Кругозор девчонок и парней?
Почему презренья нету к трусам,
Что бросают подло в трудный час?
Почему привыкли к диким вкусам
И брезгливо не отводим глаз?
Почему?
Не просто здесь ответить...
Только, думаю, понять должны,
Что спасаем мы на этом свете
Возрожденьем собственной души!..
Учитель: А в конце урока традиционное домашнее задание: «памятки жизни» для вас и для ваших родителей (раздаются ученикам).